Организация работы команд Рассмотрим этот вопрос с точки зрения трёх аспектов: привлечения талантов, обучения и развития персонала, карьерных перемещений юристов.
Привлечение талантовЗдесь мы видим заметные отличия между корпоративными юридическими департаментами и юридическими подразделениями органов государственной власти.
Во-первых, компенсационный пакет, который последние могут предложить кандидатам, обычно ниже, чем зарплата, на которую могут рассчитывать кандидаты в коммерческих структурах.
Во-вторых, у органов власти в настоящий момент гораздо меньше гибкости в плане предоставления возможности работы дистанционно. В свою очередь, огромное число специалистов сегодня ценит эту возможность едва ли не так же, как конкурентную зарплату.
Именно поэтому при найме в свою команду органы государственной власти делают фокус на других преимуществах, которые получают пришедшие к ним кандидаты.
- Масштаб задач, с которыми будет работать сотрудник юридической команды органа государственной власти. Это, например, не согласование какого-то отдельного коммерческого контракта, а разработка нормативного документа, который будет влиять на целые отрасли экономики страны.
- Школа, которую кандидат пройдёт, поступив на работу в орган государственной власти. Требования к сотрудникам юридических команд в органах власти высоки и формируют уникальный опыт и насмотренность, которые помогут любому начинающему юристу в развитии его карьеры.
С этой точки зрения интерес представляет теория мотивации Герцберга, который различал два уровня мотивации персонала: гигиенический уровень (минимальная заработная плата, безопасность труда, уважение) и развивающий уровень (вовлечение сотрудника в создание новых продуктов, совершенствование процессов, выработку новых идей). И если орган государственной власти обеспечивает первый, «гигиенический» уровень мотивации — у юриста появляется гораздо больше смыслов работать в юридической команде, ведь нигде больше он не сможет изменить так много.
Обучение и развитие персоналаТрадиционно обучение делится на внутреннее и внешнее. Внутреннее обучение обеспечивается самой организацией, её отделом по развитию персонала или корпоративным университетом, в то время как внешнее обучение организуется путём направления сотрудника на повышение квалификации или профессиональную переподготовку в стороннюю образовательную структуру.
В коммерческом секторе в настоящее время система внутреннего обучения находится на продвинутой стадии. Многие организации создают свои корпоративные университеты, целые программы развития профессиональных (hard) и поведенческих (soft) навыков сотрудников — таких как переговоры, эмоциональный интеллект, управление проектами, лидерство. Одновременно с этим на российском рынке существует большое число образовательных программ, обеспечивающих внешнее обучение для юристов. Такие программы, реализуемые как в государственных вузах, так и в частных образовательных структурах, включают в себя развитие как экспертных, так и управленческих навыков.
В органах государственной власти, в свою очередь, основной фокус сделан на внутреннем обучении своих сотрудников. И если посмотреть на рынок внешних образовательных программ, то мы вряд ли найдём какие бы то ни было заметные продукты, ориентированные на юристов органов государственной власти. Достаточно попытаться найти, где в России можно обучиться навыкам подготовки нормативно-правовых актов — и мы почти ничего не увидим. В то же время подготовка «нормативки» — задача, едва ли не самая важная для юристов государственных органов.
Карьерные маршрутыРассматривая карьерные маршруты корпоративных юристов и юристов органов государственной власти, мы также можем увидеть заметные отличия.
В большинстве коммерческих организаций существует лишь несколько уровней для вертикального роста сотрудника — когда он перемещается с позиции юриста на роль старшего юриста, затем на позицию руководителя направления или отдела, наконец, на роль главного юриста компании. Поэтому основной фокус в карьерном развитии корпоративных юристов в настоящий момент сделан на горизонтальных перемещениях и на росте уровня задач. Кроме того, если мы посмотрим на среднюю продолжительность работы юриста в коммерческой организации, то увидим, что она в целом не превышает 3−4 лет. После этого сотрудник, как правило, меняет организацию, достигнув определённого потолка в своём развитии.
Юристы государственных органов в целом работают в своих структурах гораздо дольше. Прежде всего, это связано с особенностями мотивации персонала. Достигнув определённого уровня материальной мотивации, сотрудники юридических команд начинают гораздо больше отдаваться идее работы в интересах государства. Ведь участвуя в выработке системных решений, влияющих на всю российскую экономику, не так просто перейти на задачи многократно более низкого порядка, выполняемые в частных организациях — пускай и за чуть большее вознаграждение.
Вместе с тем в последнее время наблюдается тенденция переходов из коммерческих организаций на работу в органы государственной власти. И это касается не только высокопоставленных руководителей, но и сотрудников экспертного уровня. Некоторые государственные органы сознательно отпускают своих сотрудников на работу в коммерческий сектор, чтобы те приобрели опыт и увидели, как работает бизнес, а потом приглашают обратно — уже повышая в должности и давая более ответственные задачи.